Юридическая консультация

Задача рубрики — подготовка и размещение консультаций для всех участников образовательного процесса по вопросам, возникающим в работе образовательных организаций, и правовым аспектам реализации прав граждан на образование.  Вопросы к экспертам могут быть анонимными. Ваши вопросы и предложения присылайте на e-mail: konsbayandai@mail.ru. Обработка вопроса может занять до 5 рабочих дней. Ответы на типичные и актуальные вопросы будут опубликованы на данной странице. По желанию автора вопроса ответ может быть направлен на его личный адрес, без опубликования.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Обособленное структурное подразделение образовательной организации, расположенное в другой местности, сокращается по решению учредителя (собственника) в связи с изменением и передачей его функций в другую образовательную организацию. Учредитель тот же. Как поступить с работниками, если новая образовательная организация нуждается в таком же штате в целях обслуживания структурного подразделения? Будет ли иметь место реорганизация?

Сокращение обособленного структурного подразделения образовательной организации не является её реорганизацией, так как в целом статус организации как юридического лица не изменяется так, как это предусмотрено для случаев реорганизации статьей  57 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Прекращение деятельности обособленного структурного подразделения организации выступает основанием для сокращения штата работников такого подразделения. Причем в данном случае расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации (п. 2 части первой, часть четвертая ст. 81Трудового кодекса Российской Федерации).

Если принимающая новую структуру образовательная организация нуждается в таком же штате работников, она может пригласить высвобождаемых работников на работу в порядке перевода. Предварительная договоренность о приеме работников подтверждается письмом принимающей организации, на основании которого прежняя организация письменно уведомляет работников о возможности увольнения переводом, а не по сокращению штата. Письменное согласие работников является основанием для перевода к другому работодателю по п. 5 части первой ст. 77 Кодекса.

Отказ работников от перевода в новую образовательную организацию либо непредставление письменного согласия в указанный работодателем срок влечет увольнение по сокращению штата.

Педагогический работник принят на работу на период отпуска по беременности и родам основного работника. Это отражено в трудовом договоре и приказе о приеме на работу. По истечении данного отпуска основной работник сразу просит предоставить отпуск по уходу за ребенком. Как оформить отношения с замещающим работником, если он не возражает продолжить работу – как перевод, перемещение или иначе?

В данном случае условия труда замещающего работника меняются только в части срока трудового договора. Иные условия труда (трудовая функция, рабочее место, ставка заработной платы и пр.) остаются неизменными, поэтому в силу ст. 72.1 ТК РФ в этой ситуации нет ни перевода, ни перемещения.

Срок действия трудового договора и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора, относятся к обязательным условиям, включаемым в трудовой договор (ст. 57 Кодекса).

Изменение определенных сторонами условий трудового договора, за отдельным исключением, допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (ст.72 Кодекса).

Таким образом, в данном случае следует составить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указать, что договор заключен на период нахождения основного работника (…) в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком.

СОВЕТЫ:

При принятии на работу работника на период отпуска основного работника, за которым сохранятся место работы (отпуск, временная нетрудоспособность, длительное отсутствие по неизвестным причинам и пр.) точную причину срочного трудового договора указывать необязательно.

В срочном трудовом договоре, заключенном на период отсутствия основного работника, нельзя указывать календарную дату окончания срока трудового договора, т.к. такая дата неизвестна, даже если временно отсутствующий работник указал её в заявлении.

При выходе на работу «основного» работника (точнее – работника, для которого данная работа является основной) издавать какой-либо приказ о предоставлении прежней работы временно переведенному работнику не нужно.

В связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой образовательная организация перевела обучающихся на дистанционное обучение, а для работников установила удаленный режим работы. Можно ли привлечь к ответственности педагогического работника, который перестал надлежащим образом выполнять свои обязанности, пользуясь отсутствием непосредственного контроля со стороны работодателя?

Несмотря на специфику сложившейся ситуации, трудовое законодательство в текущий период не изменилось.

Трудовой распорядок, в т.ч. режим работы работников, определяется правилами внутреннего трудового распорядка. При этом работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда (ст. 189 Трудового кодекса Российской Федерации).

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, установлены приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 (далее – Особенности). Прямого указания на режим работы педагогов «на удаленке» в данном документе не содержится, однако имеются нормы о том, что и период каникул обучающихся, и период приостановки (отмены) занятий является рабочим временем педагогов. При этом режим рабочего времени уточняется (пункты 4.2., 4.6., 5.1., 5.2. Особенностей).

Таким образом, до начала работы образовательной организации с обучающимися в дистанционной форме следовало внести в правила внутреннего трудового распорядка соответствующие поправки относительно обязанностей педагогических работников в данный период. Если этого не было сделано, привлечь нерадивого работника к дисциплинарной ответственности на законных основаниях затруднительно. Вместе с тем ненадлежащее отношение такого педагога к труду может быть учтено при назначении стимулирующих выплат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Законный представитель несовершеннолетнего обучающегося требует прекратить обработку персональных данных, на что он дал письменное согласие при поступлении ребенка на обучение. Персональные данные поступают в единую информационную систему и подлежат автоматизированной обработке. Без этих данных сведения о контингенте обучающихся образовательной организации не будут соответствовать действительности. Как реагировать на требование законного представителя?

Образовательная организация в силу Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» является оператором обработки персональных данных (п.3 ст.3).

Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя проверяются оператором (ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона).

Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В этом случае оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 данного Федерального закона (ч. 2 ст. 9).

Одним из таких оснований является дача субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных в письменной форме (п. 1 ч. 2 ст. 10).

Таким образом, образовательная организация вправе продолжить обработку персональных данных обучающегося после отзыва согласия на их обработку, если согласие на их обработку было дано в письменной форме.

Отметим, что законными представителями несовершеннолетнего могут выступать только его родители либо усыновители, опекуны или попечители, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний, органы опеки и попечительства. Волеизъявление бабушки, дедушки, других близких родственников несовершеннолетнего правового значения не имеет, если эти лица не обладают статусом законного представителя.

Если отказ законных представителей несовершеннолетнего обучающегося (или лица, поступающего на обучение) предоставить необходимые персональные данные воспрепятствует реализации права на получение образования, должностные лица образовательной организации должны поставить в известность об этом органы, уполномоченные на защиту прав ребенка.

Существуют ли нормативные требования к наименованиям локальных нормативных актов образовательной организации?

Законодательство об образовании не устанавливает требований к наименованиям локальных нормативных актов образовательных организаций, за отдельным исключением.

Образовательная организация принимает ЛНА, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном ее уставом. ЛНА принимаются по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч. 1, 2 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ).

Указанные нормы устанавливают предмет и пределы локального нормативного регулирования, требования к принятию локальных нормативных актов. Буквальных требований к наименованиям локальных нормативных актов законодательство об образовании не содержит, поэтому на практике применяются общепринятые наименования, такие как положение, правила, инструкция, регламент, иные наименования.

Так, например, акт, регламентирующий формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, можно назвать положением либо порядком, акт о режиме занятий обучающихся уместно назвать именно положением, порядок оформления образовательных отношений – порядком или правилами. При этом сам предмет регулирования, обозначенный в законе, должен быть воспроизведен в начале содержательной части ЛНА. Например, «1. Настоящее Положение о контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с… устанавливает формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в…».

Исключение составляют случаи, когда применительно к конкретному предмету регулирования законодательство устойчиво использует один и тот же термин, например, правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка, правила приема на обучение (подп. «д» п. 2 ч. 2 ст. 29, ч. 2 ст. 30, ч. 9 ст. 55 указанного Федерального закона).

Наименования ЛНА не должны дублировать наименования нормативных правовых актов, принимаемых государственными органами в рамках их компетенции, например, порядок организации и осуществления образовательной деятельности (ч. 11 ст. 13), порядок приема на обучение (ч. 8 ст. 55).

Вправе ли образовательная организация не принимать положения о коллегиальных органах управления: педагогическом совете, общем собрании, иных органах, предусмотренных уставом? Если «да», каким образом на сайте образовательной организации можно разместить информацию об этих органах?

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Обратим внимание, в законе ничего не говорится об урегулировании вопросов создания и деятельности коллегиальных органов иными локальными нормативными актами, кроме устава. Как установлено ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ, управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Раздельность единоначалия и коллегиальности подчеркивает независимость друг от друга руководителя организации и коллегиальных органов управления. В более общем виде такой подход к управлению любыми юридическими лицами закреплен в п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации: юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом. По нашему мнению, локальные нормативные акты о таких органах приниматься не должны, так как их принятие может привести к нарушению указанных принципов.

Информация об органах управления образовательной организацией подлежит размещению на официальном сайте в сети «Интернет» согласно подпункту «б» пункта 1 части 2 статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ. В соответствии с Правилами размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582, образовательная организация должна разместить на официальном сайте, в частности, сведения о наличии положений о структурных подразделениях (об органах управления) с приложением копий указанных положений (при их наличии).

Оговорка «при наличии» допускает отсутствие положений об органах управления, что не противоречит указанным нормам части 5 статьи 26 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которым все вопросы деятельности коллегиальных органов управления могут быть урегулированы исключительно уставом.

В этом случае на сайте образовательной организации следует сделать ссылку на те положения устава, в которых содержится информация об органах управления.

Какой статус имеют методические советы (объединения), создаваемые в образовательных организациях по различным направлениям работы?

По сложившейся практике методические советы (объединения), создаваемые в образовательных организациях по различным направлениям работы, представляют собой совещательные органы, объединяющие педагогических работников в целях обсуждения вопросов производственно-педагогической тематики. Непосредственно коллегиальными органами управления такие советы (объединения) считать нельзя, так как никаких управленческих решений они не принимают.

Уставом образовательной организации можно предусмотреть, что методические (научно-методические и пр.) советы (органы) входят в структуру педагогического совета, который при осуществлении своих полномочий учитывает рекомендации этих советов (органов).

Педагогические работники, выполняющие трудовые функции в составе методических и иных советов (органов), тем самым реализуют свое право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе право на участие в обсуждении вопросов относящихся к деятельности образовательной организации (см. статью 53 Трудового кодекса Российской Федерации, пункт 10 части 3 статьи 47 Федерального закона № 273).

Выпускник 9 класса поступил в техникум. После первой сессии решил прекратить обучение и вернуться в общеобразовательную школу (в 10-й класс). Возможен ли перевод? Может ли школа отказать в приеме на обучение?

Перевод обучающегося в другую образовательную организацию возможен только в том случае, если другая организация реализует образовательную программу соответствующего уровня (п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ). В силу частей 4, 5 ст. 10 данного Федерального закона уровни программ общего образования и уровни программ профессионального образования не являются соответствующими. Поэтому перевод из профессиональной образовательной организации в общеобразовательную организацию не допускается.

Студент, не желающий продолжать обучение, вправе прекратить образовательные отношения с техникумом по собственному желанию, а далее – поступить для получения среднего общего образования в общеобразовательную организацию на общих основаниях.

Общеобразовательная организация осуществляет прием граждан на обучение по основным общеобразовательным программам в соответствии с установленными правилами приема (далее – Правила приема). Данные Правила приема должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 273-ФЗ. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ч. 2-4 ст. 67).

При приеме для получения среднего общего образования представляется аттестат об основном общем образовании установленного образца (п. 11 Порядка приема № 32). Иные вопросы приема для получения среднего общего образования, в т. ч. в течение учебного года, подлежат урегулированию Правилами приема.

Обратим внимание, так как содержание реализуемых образовательных программ СПО (пусть и на базе 9 класса) не совпадает с содержанием образовательной программы среднего общего образования, общеобразовательная организация в Правилах приема может предусмотреть возможность перезачета/переаттестации дисциплин, которые поступающий изучал в другой образовательной организации (тем более не общеобразовательной). Поэтому имеется риск того, что обучающийся, перешедший из профессиональной образовательной организации, «не потянет» программу среднего общего образования и не пройдет промежуточную аттестацию по окончании 10 класса.

Меню